3 причины, почему могут закрыться больше половины водных компаний
25.10.2021
≈10 минут
Один из главных законов дикой природы — адаптация.

Если внешние условия угрожают выживанию, ты либо адаптируешься и живешь дальше, либо умираешь. Также и в бизнесе.

Потребитель, бизнес-модели, сервис — все это очень изменилось сегодня. И чем дальше, тем быстрее растет скорость этих перемен. Продолжать работать по старым шаблонам уже не получится, как бы ни хотелось.

В этой статье попробуем порассуждать, что может произойти с рынком доставки воды в ближайшие 2-3 года, почему могут закрыться многие компании и как можно адаптироваться к новым условиям.
Причина № 1
1.
Более 80% компаний не начали работать с маркировкой
Что нужно начать делать уже сегодня?
Компании уже сейчас не справляются с потоком заказов, т.к. спрос стал превышать предложение. А значит, цена на продукцию значительно вырастет. Бизнес станет более маржинальным, воду будет выгодно доставлять даже на такси и тогда, на рынок начнут приходить крупные игроки с устойчивой бизнес-моделью.
Даже не начали. А уже через 4 месяца она станет обязательной и повлечет за собой не только штрафы, но и уголовную ответственность.
Представим, что обязательная маркировка уже вступила в силу и рассмотрим 2 важных момента:

Ситуация 1. Компания так и не научилась работать с маркировкой по каким-то причинам. Не поверили, откладывали, тянули время. Что произойдет?

Производство встанет. Дистрибуция встанет. Вода может быть на складах, но ни продать, ни переместить ее не будет возможности. Все, незаконно. А у воды, как мы все понимаем, есть срок годности.

Вспомните, как было с лекарствами год назад. На прилавках лежали медикаменты, но купить их никто не мог — они не были промаркированы.

В итоге, убытки огромные. Дешевле будет закрыться, чем в авральном режиме выстраивать процессы и оплачивать огромные суммы издержек.

Ситуация 2. Компания выбрала интегратора для внедрения маркировки, но он оказался ненадежным. Не проверили информацию, сэкономили, не запросили кейсы. Что произойдет?

Опять же, остановка продаж до решения вопроса. А когда такой интегратор его решит —неизвестно.

Маркировка — тема новая, а у каждой компании разные нюансы в бизнес-процессах. Очень важно, чтобы интегратор был постоянно на связи, не говоря про особую включенность на этапе внедрения.
Начать разбираться в теме любым способом: читать документы (начните с общей инструкции), писать в техподдержку, смотреть вебинары, общаться с другими компаниями, пробовать демо-версии программ и пр. В ходе поиска информации, в голове начнет складываться картинка, которую все проще будете дополнять. И сроки выдержите, и ошибок меньше совершите, т.к. пока аврала нет.
2.
Тщательно выбирать интегратора: искать отзывы, общаться с клиентами, тестировать программы, задавать много вопросов, ходить на вебинары и т.д. Выбирая только по цене, можно получить огромные убытки.
Согласно исследованию NeoAnalytics бутилированная вода становится самым быстрорастущим сегментом в структуре напитков. Доступность воды во всем мире сокращается, а водопроводные сети сильно изнашиваются.

Все больше людей начинают осознавать важность проблемы и, как следствие, растет спрос. 8 декабря 2020 г. на бирже уже начали торговать водой наравне с золотом и нефтью.
Причина № 2
Приход гигантов на рынок
Какие преимущества есть у таких компаний:
Лучший сервис. Удобные мобильные приложения, огромные рекламные кампании, продуманная система работы с клиентами. А самое главное — экспресс-доставка. Все компании во всех сферах борются за скорость. Еда и продукты приезжают за 10 минут, косметику привозят за 2 часа, а электронику за 1 час.
Аналитика. Сервис постоянно совершенствуется за счет огромного количества данных. Каждый процесс оцифрован и измеряется до секунды. Таким образом компании могут влиять на показатели и давать клиентам то, что они хотят.

Вспомните Сбер, как легко он заходит во все сферы и масштабирует свои сервисы: СберМаркет, СитиМобил, Самокат, 2GIS, Okko, виртуальные ассистенты Салют и пр. Вот кто точно умеет работать с данными.
Устойчивая бизнес-модель и огромные бюджеты. Такие компании сразу создают систему, которую легко масштабировать в разных городах и даже странах. Они знают, как работать с клиентами, влияют на показатели за счет данных и в итоге, быстро охватывают большие территории.

Яндекс практически вытеснил все остальные такси в городах, местные продуктовые магазины закрылись из-за Пятерочки и Магнита. На рынке доставки воды возможна такая же ситуация.

Что мешает производителям выйти на федеральные компании и доставлять воду с ними?
Что можно делать уже сегодня:
Больше исследовать. Аналитика нужна не только в самих процессах, но и в маркетинге. Анализируйте своих клиентов, собирайте NPS и усиливайте эмоциональную связь с клиентами. На основании данных вы сможете работать над ошибками и совершенствовать свой сервис.
2.
Отслеживать тенденции и применять их в своем бизнесе, пусть и не в таких огромных масштабах. Сейчас это: быстрая доставка, заказ в мобильном приложении, оцифровка и аналитика всех процессов в компании.
1.
3.
Автоматизировать процессы. Рутинные процессы часто отнимают львиную долю времени, из-за этого стратегическим задачам уделяется сильно меньше внимания. Поэтому лучше доверить IT-системам повторяющиеся процессы, а команда будет заниматься более важными задачами.
Курьеры сегодня востребованы, как никогда. Компании стали заботиться об их безопасности, создавать комфортные условия работы и приучать людей относится с уважением к этой профессии.
Причина № 3
Текучка кадров
Доставка воды — это тяжелая работа, на которую не каждый согласится. Помимо тяжелых бутылей, курьерам нужно носить с собой терминал, маршрутные листы и чеки. Если не работать над удержанием сотрудников, они будут уходить в крупные компании, где условия намного привлекательнее.
Что можно сделать для улучшения своей логистики:
1.
Дать удобные инструменты своим сотрудникам.
Удобная униформа, переноски для бутылей и специализированное приложение. У всех сильных компаний есть приложение для курьеров. Почему?

а) Смартфон сейчас может заменить весь инвентарь, который требуется для доставки. Как минимум, маршрутные листы, чеки, терминал и считыватель кодов.

б) Приложение помогает за 1-2 дня обучить новых курьеров. Это значительно снижает затраты времени и ресурсов на обучение персонала.

в) Работа курьера становится контролируемой. Она буквально становится прозрачной и легко измеримой. И вам будет легче выстроить справедливую систему оценки работы.
2.
Повышать маржинальности доставки.
Курьеры могут доставлять меньше, но приносить вам больше прибыли — подключайте их к допродажам. Можно дополнительно возить доставку из магазинов и кафе, рекомендовать скачать приложение — с его помощью средний чек увеличивается до 30%. А если у вас есть дополнительные товары (рекомендуем рассмотреть этот вопрос), сотрудники могут предложить их приобрести.

Каждому курьеру можно сделать личный QR-код (свою реферальную ссылку), чтобы отслеживать эффективность и поощрять за результаты.
3.
Пересмотреть kpi курьеров и дать возможность больше зарабатывать.
Из предыдущего пункта сюда попадают допродажи и рекомендации к скачиванию приложения. Также, вы можете поощрять курьеров за отзывы и рейтинг. Как делают крупные компании: после каждой доставки клиенту предлагается оценить доставку и оставить отзыв.

Это будет дополнительный способ контроля курьеров и работы над репутацией. В случае недовольства, вы сможете сразу связаться с клиентом и уладить ситуацию.
Водные компании доставляют воду в лучшем случае сегодня или завтра. Бывает, что заказы принимаются за 3 дня. А количество экспресс-доставок на рынке не превышает и 3%.

Хотя скорость и качество сервиса сегодня стали важнее цены.
Рынок доставки будет продолжать расти, как и цена на воду. Но закрепиться на нем смогут только сильные игроки, которые умеют адаптироваться к запросам рынка и клиентов. Надо учиться быстро применять новые инструменты, выстраивать процессы с курьерами и работать над сервисом на основании данных.

Компании, которые пользуются сервисом Aqua Delivery, уже работают с новыми инструментами, как у крупных игроков рынка. В систему входят:

— мобильное приложение с обновленным дизайном, онлайн-оплатой Apple и Google Pay, системой лояльности, сторисами и модулем для размещения других компаний доставки

— курьерское приложение для работы с маркировкой, заказами, даже в офлайн режиме, и электронным документооборотом

— кабинет заказов для приема/обработки заявок и работы с клиентами

— другие каналы для приема заказов: умный чат-бот и сайт

— трекер для оценки эффективности рекламных каналов

Если у вас есть вопросы — напишите нам:) Спасибо, что прочитали эту статью. Будем рады обратной связи!

Вы можете разместить товары своей компании в одном из приложений наших партнеров
Вместо заключения
Как работать со своими водителями с помощью курьерского приложения?
Вам может быть интересно